Дуальная система обучения — один из самых эффективных способов профессионального обучения. Его особенность в том, что большая часть процесса профессионального обучения проходит не учебном заведении, а на базе предприятия. Дуальная система профессионального обучения — это форма, сочетающая обучение в образовательной организации с обязательными этапами обучения и практической работы, обеспечивающих работу студентов на предприятии с равной ответственностью предприятия, учебного заведения и студента. Порядок организации образовательного процесса дуального обучения определяется на основании Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-III, Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V.
В Приказе Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года «Об утверждении государственных общеобязательных образовательных стандартов для всех уровней образования» № 604, Приказе Министерства образования и науки от 21 января 2016 года «Об утверждении правил дуального обучения» № 50, Постановление Правительства Республики Казахстан № 1093 от 15 октября 2014 г. «Об утверждении Дорожной карты дуальной системы образования, предусматривающей создание учебных центров повышения квалификации и переквалификации при производственных предприятиях и их участие в подготовке ВУЗами и колледжами специалистов» представлен ряд статей, относящихся к дуальной системе образования.
Перечень клинических баз для дуального обучения утвержден на основании приказа Министра образования и науки от 29 января 2016 г. №107 «Об утверждении Правил организации и проведения профессиональной практики для организаций технического и профессионального, послесреднего образования и определения предприятий (организаций) в качестве баз практики», приказа №628 «О клинических базах медицинских организаций образования» от 10 сентября 2012 года.
На основании приказа Министерства образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 года «Об утверждении форм типового договора о прохождении профессиональной практики и дуального обучения для технического и профессионального, послесреднего образования» № 93 — заключены трехсторонние договора «колледж-предприятие-студент» для прохождения профессиональной практики.
Участники дуального обучения:
Ø Учебная организация: КГП на ПХВ «Жамбылский высший медицинский колледж» Управления здравоохранения Жамбылской области.
Предприятия:
Ø ГКП на ПХВ «Городская многопрофильная больница управления здравоохранения акимата Жамбылской области»
Ø ГКП на ПХВ «Жамбылская областная детская многопрофильная больница управления здравоохранения акимата Жамбылской области»
Ø ГКП на ПХВ «Городская поликлиника № 5 управления здравоохранения акимата Жамбылской области»
Ø ГКП на ПХВ «Городская поликлиника № 6 управления здравоохранения акимата Жамбылской области»
Ø ГКП на ПХВ «Городская поликлиника № 9″ управления здравоохранения акимата Жамбылской области»
Студенты:
Ø студенты групп 303, 305, 306, 403 (всего 98 человек). Обязательные компоненты дуального образования: 1. Трехсторонний договор на прохождение профессиональной практики групп дуального обучения заключен согласно приложению 2 к приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 93. 2. Между участниками дуального обучения «колледж-студент-предприятие»
заключается трехсторонний договор. 3. Рабочая учебная программа дуального обучения разрабатывается по согласованию с руководителями медицинской организации. 4. В медицинских организациях созданы оборудованные учебные кабинеты для проведения производственного обучения и профессиональной практики. 5. В организации назначается квалифицированный наставник для руководства производственным обучением и профессиональной практикой. В 2016-2017 учебном году в нашем колледже в качестве пилотного проекта введена дуальная система образования. Организация дуального обучения осуществляется в соответствии с годовым планом. Был разработан и утвержден годовой план, охватывающий всю продолжительность обучения каждой группы.
Учебный план по системе дуального образования на 2016-2020, 2017-2021, 2018-2022 учебные годы разработан, обсужден с руководителями медицинских организаций, руководителем Палаты предпринимателей Жамбылской области и утвержден директором колледжа. Рабочая программа дуального образования, согласованная с медицинской организацией, разработана на 2016-2020, 2017-2021, 2018-2022 годы.
Количество часов, проводимых в медицинских организациях, составляет 60% от общего количества учебных часов. Рабочие учебные программы по дисциплинам, производственному обучению и профессиональной практики, преподаваемые на клинической базе разработаны для II, III, IV курсов, обсуждаются с руководителями медицинских организаций и утверждаются директором колледжа.
В соответствии с Трудовым Кодексом РК от 23 ноября 2015 года с первого дня прохождения производственной практики для студентов специальности «Сестринское дело» по технологии дуального обучения применяются правила работы медицинской организации. В целях эффективного развития практических навыков студентов, обучающихся по системе дуального образования с 2016-2017 учебного года, на клинических базах были организованы и оснащены учебно-практические кабинеты: 1 учебный кабинет на базе ГКП на ПХВ «Городская многопрофильная больница управления здравоохранения акимата Жамбылской области», 5 учебных кабинетов на базе ГКП на ПХВ «Жамбылская областная детская многопрофильная больница управления здравоохранения акимата Жамбылской области».
26 декабря 2019 года, совместно с КГУ «Управление образования Жамбылской области» с на базе КГП на ПХВ «Жамбылский высший медицинский колледж», прошел региональный семинар на тему «Актуальность дуального образования». Дуальная система обучения — один из самых эффективных способов профессионального обучения. Его особенность в том, что большая часть процесса профессионального обучения проходит на предприятии, а не в колледже. Дуальная модель профессионального обучения — это форма обучения, сочетающая обучение в образовательной организации с обязательными этапами обучения и практической работы, обеспечивающих работу студентов на предприятии с равной ответственностью предприятия, учебного заведения и студента. В региональном семинаре приняли участие 43 специалиста организаций технического и профессионального образования Жамбылской области. Участники семинара поделились опытом дуального образования, обменялись вопросами и ответами.